19.11.2014

Контрактное производство в Китае. Работа с фабриками.

Составление внешнеторговых контрактов. Юридическое сопровождение ВЭД. Таможенные споры. Международный арбитраж. Тел.: +7 (951) 837-64-64

В последние годы сотни тысяч компаний со всего мира осуществляют производство необходимых им товаров на территории Китая. Китай поистине стал «фабрикой мира». Здесь производится продукция по конкурентоспособным ценам, которая впоследствии продается практически на всех мировых рынках, включая Россию.

Перенося производство в Китай, российский заказчик должен добиться от китайского производителя твердых гарантий, что производимые продукты будут соответствовать согласованным критериям качества и безопасности, будут отвечать стандартам, принятым в РФ. Иначе доходное дело легко превратится в убыточное предприятие.

Рассмотрим 10 наиболее важных положений производственного контракта, благодаря которым возможно минимизировать риски:

1. Продукты и характеристики. Продукты, которые будут изготовлены (серийные образцы), должны быть четко определены в контракте, с подробным описанием их свойств, технических характеристик, упаковки, маркировки и количественных показателей. Отдельным условием необходимо оговорить изготовление тестового образца для согласования в массовое производство.

2. Прогнозы и обязательства по поставкам. Производство базируется на планировании. Гарантированная поставка по заказу должна основываться на соглашении сторон контракта произвести и приобрести определенное количество продукта в течение определенного периода времени. Помимо минимальных требований, покупатель часто предоставляют поставщику не обязывающий прогноз, для того что бы поставщик мог планировать свое производство и выделять под него достаточные ресурсы. Как правило периоды выражается в 6, 12, 18, 24 месяцев.

3. Цена. Для изготавливаемой продукции, стороны должны определить четкие цены, которые будут действовать в течение всего срока действия договора, так как китайская сторона будет периодически пытаться повышать цены. Кроме того, не лишне оговорить скидки от объема заранее определенной закупки.

4. Контроль качества. Покупатель и поставщик должны предусмотреть условия, позволяющие проводить контроль качества продукции. Типовые условия включают: а) доступ представителя покупателя (часто на короткое без предварительного уведомления время) на производственные объекты поставщика; б) выборочное тестирование каждой партии продукции перед отправкой к покупателю. Кроме того, стороны могут, в зависимости от стоимости контракта, оговорить присутствие представителя покупателя в производственном процессе в течение полного рабочего времени на регулярной основе, в целях оказания помощи в контроле качества. Представитель покупателя также может контролировать использование поставщиком интеллектуальной собственности покупателя, с целью недопущения неправомерных сделок в отношении других покупателей.

5. Сырье и компоненты. В рамках процесса контроля качества, покупатель имеет право требовать от поставщика предоставление списка компаний, обеспечивающих материально-техническое снабжение производства. Благодаря встречной проверке снабжающих компаний можно проверить использование при изготовлении заказа согласованных сырья и компонентов.

6. Интеллектуальная собственность. Вся интеллектуальная собственность, используемая для изготовления продукта, в том числе товарный знак, патент, авторские права, коммерческая тайна, передаются поставщику на основании лицензии и налагают на поставщика ряд ограничений для свободного производства и продажи этого продукта третьим лицам. Кроме того, покупатель должен подробно оговорить родственные термины, чтобы ограничить поставщика от осуществления каких-либо прав собственности на лицензионной продукт.

7. Сроки. Стороны должны предусмотреть пролонгацию действия контракта по просьбе покупателя, что бы обеспечить экономическую эффективность инвестиций.

8. Досрочное расторжение контракта. Основанием для расторжения контракта, как и в большинстве соглашений, являются те события, которые приводят к нарушению прав покупателя (например, несанкционированное использование интеллектуальной собственности покупателя, поставка продукции не отвечающей характеристикам, требованиям или стандартам).

9. Ограничение конкуренции. Отношения OEM (англ. Original equipment manufacturer) в обязательном порядке предполагают предоставление поставщику интеллектуальной собственности и конфиденциальной информации. В связи с этим покупатель обладает правом отслеживать процесс производства в отношении того, что поставщик и его дочерние компании не производят дополнительный продукт для продажи третьим лицам. Неспособность покупателя обеспечить надлежащий контроль, может в последствии обернуться тем, что производимый продукт может попасть в свободную продажу в Китае, но еще более рискованно, то что он может быть поставлен на рынок страны покупателя по значительно более низким ценам.

10. Арбитраж. Арбитражное разбирательство может осуществляться как на международном уровне, так и в китайских национальных судах.

Архив новостей