22.08.2014

Материалы из полиции, как доказательство в налоговом споре

Один из основополагающих принципов права гласит — любое доказательство должно быть допустимым. К допустимости доказательств в налоговом споре выдвигается ряд требований:

  1. Доказательство должно быть предусмотрено законом.
  2. Доказательство должно быть получено в соответствии с законом.
  3. Доказательство должно относится к делу.

Следует заметить, доказывание в налоговых спорах существенно отличается от доказывания в спорах, проистекающих из обычного делового оборота. В первом случае доказательственная база невероятно обширна — это первичные учетные документы организации, локальные нормативные акты, регистры бухгалтерского учета, документы налоговой отчетности, акты сверок и ревизий, справки из государственных органов, заключения экспертиз и т. д. Однако налоговая служба не ограничивается этим перечнем и нередко, на стадии налоговых проверок, а затем в арбитражных судах, оперирует материалами, полученными из правоохранительных органов (УЭБиПК, ОВД, МВД). Являются ли такие доказательства допустимыми?

Анализ судебной практики

В Налоговом кодексе РФ не указаны критерии допустимости представленных доказательств — это понятие оценочное. Отсюда судебная практика очень разрозненная и неоднородная. Тем не менее, арбитражные суды, рассматривая налоговые споры, зачастую солидарны при оценке доказательств, полученных с помощью органов полиции.

Постановление ФАС МО от 05.12.2001 N КА-А40/7124-01 — Доказательства, полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, являются таковыми лишь в уголовном деле и подлежат оценке в порядке уголовно-процессуального производства, а не арбитражного судопроизводства. Только суд, рассматривающий уголовное дело, вправе давать оценку таким доказательствам и делать выводы в приговоре, который, вступив в законную силу, по ст. 58 АПК РФ будет обязателен для арбитражного суда по вопросам о том, имели ли место определенные действия при совершении налогового правонарушения и кем они совершены.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17 июля 2008 г. по делу N А26-6280/2007 — суд указал, что показания свидетелей получены сотрудником органов внутренних дел в соответствии с п. 4 ст. 11 Закона РФ «О милиции» и п. 5 ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». По форме, содержанию и порядку получения эти объяснения не соответствуют требованиям ст. ст. 90 и 99 НК РФ и не могут быть приняты в качестве допустимых доказательств.

Определение от 04.02.1999 N 18-О Конституционный Суд РФ — По запросу налоговиков в выездных проверках могут участвовать органы внутренних дел (п. 1 ст. 36НК РФ). При этом результаты оперативно-разыскных мероприятий являются не доказательствами, а сведениями об источниках тех фактов, которые могут стать доказательствами после закрепления их надлежащим процессуальным путем.

Постановление ФАС Московского округа от 28.01.2013 N А40-62435/12-116-140 — суд не принял в качестве надлежащих доказательств объяснения, полученные ОВД в ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий и переданные в налоговую службу. По мнению суда, спорные объяснения могут служить лишь основанием для проведения налоговиками мероприятий налогового контроля, предусмотренных гл. 14 НК РФ, а не для подтверждения содержащихся в них фактов.

Схожей правовой позиции придерживаются ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 27.01.2012 N Ф03-5901/2011, ФАС Уральского округа в Постановлении от 19.04.2012 N Ф09-2941/12, ФАС Центрального округа в Постановлении от 26.05.2011 N А62-3904/2010.

Постановление ФАС ЦО от 25 марта 2009 №  А48-925/08-15, Постановление ФАС МО от 14 мая 2010 г. № КА-А40/2825-10 — Факты нарушений, выявленные в ходе оперативно-розыскных мероприятий, должны быть установлены в рамках уголовного судопроизводства и найти свое отражение в приговоре суда, вступившего в законную силу. Только после этого они могут быть использованы в качестве доказательств в рамках производства по делу о налоговом правонарушении.

Юридический альянс VARENIKOVГРУПП
Налоговые споры. Возражения на акт налоговой проверки. Досудебное урегулирование налоговых споров. Арбитражное представительство. Опытные судебные юристы.
Записаться на прием к специалисту можно по телефону 8 (951) 837-64-64

Архив новостей