15.10.2014

МВД предлагает ужесточить наказание для бизнеса за мошенничество

Максим Солопов , Светлана Бочарова, Мария Макутина

МВД подготовило законопроект, ужесточающий уголовную ответственность для предпринимателей, обвиняемых в мошенничестве с госконтрактами и средствами физических лиц. Существующая редакция закона позволяет уйти от ответственности недобросовестным подрядчикам бюджетных организаций и обманувших дольщиков застройщикам, считают в МВД

В договорно-правовом департаменте МВД по поручению министра Владимира Колокольцева подготовили законопроект, предусматривающий ужесточение уголовной ответственности для предпринимателей, обвиняемых в мошенничестве с госконтрактами и средствами физических лиц. Текст законопроекта есть в распоряжении РБК.

В снижающую санкции для бизнесменов ст.159.4 УК (мошенничество в сфере предпринимательской деятельности) предлагается добавить примечание, исключающее из-под ее действия предпринимателей, совершивших мошенничество при исполнении госконтрактов или договоров, связанных с использованием средств или имущества государства, госкомпаний или компаний с участием государства или муниципальных властей. Поправки также исключают из-под действия статьи бизнесменов, обвиняемых в хищении средств, полученных от физических лиц.

Чтобы поправка работала эффективнее, в МВД предлагают внести изменения в ФЗ «О госзакупках» и Кодекс об административных правонарушениях. В первом предлагается установить требование указывать в госконтрактах обязанность исполнителя информировать всех субподрядчиков об исполнении ими обязательств в рамках госзаказа. КоАП предлагается дополнить ст.7.29.3, которая накладывает за неисполнение описанных выше требований штраф до 1 млн руб. для юридических лиц и до 50 тыс. руб. для должностных лиц.

Поправки одобрили в Главном управлении экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД. В ведомстве идет сбор статистики по правоприменению ст.159.4 УК для обновления пояснительной записки законопроекта. Следующим шагом станет вынесение законопроекта для обсуждения на межведомственном уровне.

Авторы проекта считают, что поправки исключат «необоснованно мягкие санкции в отношении лиц, виновных в хищениях крупных сумм бюджетных средств» и усилят «меры уголовно-правовой защиты» физических лиц, пострадавших от недобросовестных предпринимателей, например в ситуациях, когда потерпевшими по уголовному делу выступают обманутые дольщики.

Существующая редакция закона, согласно пояснительной записке к документу, не просто позволяет преступникам уйти от более сурового наказания, но и вынуждает следователей отказывать в возбуждении уголовных дел в отношении подозреваемых в хищении средств дольщиков или бюджетных организаций по истечении срока давности – «предпринимательская» статья квалифицируется как преступление средней тяжести (максимальное наказание – до пяти лет лишения свободы) и предполагает срок давности не более двух лет. «Сравнительно небольшие санкции по ст.159/4 УК не позволяют заинтересовать виновных в хищении бюджетных средств лиц к заключению досудебных соглашений о сотрудничестве, так как они заранее уверены, что назначенное им наказание не будет связано с лишением свободы», – уточняется в справке ГУЭБиПК. При этом в ведомстве отмечают, что в случае заключения сделки со следствием подозреваемые в хищениях предприниматели дают показания в отношении своих сообщников из числа высокопоставленных чиновников.

Первые предложения по устранению возникших проблем ГУЭБиПК совместно со Следственным департаментом МВД предложили еще в январе 2013 года. Далее по указанию Колокольцева от 4 марта 2013 года была организована работа по подготовке изменений в УК. В полиции насчитали 89 уголовных дел по ст.159.4 УК, фигуранты которых обвинялись в хищении бюджетных средств или государственного имущества. 71 дело по фактам мошенничества в бюджетной сфере было переквалифицировано со ст.159 на 159.4, 33 дела прекращены. Из них 24 – в связи с истечением срока давности, семь – по амнистии, два – вследствие деятельного раскаяния. Общий ущерб для бюджета по этим делам составил более 2 млрд руб.

Первую попытку внести изменения в ст.159.4 УК сделал в конце 2013 года депутат Госдумы Илья Костунов («Единая Россия»). Тогда правительством на его законопроект был дан отрицательный официальный отзыв. Затем схожий проект федерального закона готовился в администрации президента по поручению ее главы Сергея Иванова, говорится в справке ГУЭБиПК. Данный проект встретил критику со стороны начальника государственно-правового управления Ларисы Брычевой. Последняя попытка была сделана при подготовке МВД проекта официального отзыва правительства на законопроект депутата Ирины Яровой, который был внесен в июне этого года и предусматривал уголовную ответственность за хищение бюджетных средств, независимо от способа хищения (ст.164.1 УК). «Вместе с тем, учитывая большое количество принципиальных замечаний по законопроекту И.А.Яровой, вероятность его поддержки со стороны правительства Российской Федерации минимальна», – констатируют в ГУЭБиПК.

Комитет по безопасности работает над законопроектом Яровой, сказал собеседник РБК в его аппарате: документ разослан по ведомствам для получения отзывов, создана специальная рабочая группа.

Председатель комитета по законодательству Павел Крашенинников сказал РБК, что относится к инициативе МВД с опаской. «Мы недавно внесли эту статью, и зачем опять шарахаться, это создает правовую неопределенность», – сказал он. «Не представляю, чтобы, например, в Англии правоохранители, не справляясь со своей работой, говорили, что это закон плохой. Работайте, у вас есть для этого необходимый инструментарий», – добавил Крашенинников. Он оговорился, что сам законопроект не читал.

Источник РБК

Архив новостей