27.02.2012

Ответственность за нарушения в области валютного регулирования

Ответственность за нарушения в области валютного регулированияЮридический альянс VARENIKOVГРУПП осуществляет судебную защиту по обвинениям в нарушениях в области валютного регулирования. Телефон для срочной связи 8 (951) 837-64-64

«Бухгалтер и закон», 2012, N 2 Валютное законодательство Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон N 173-ФЗ). Закон N 173-ФЗ устанавливает: — правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации; — полномочия органов валютного регулирования; — права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями; — права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами; — права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

В соответствии со ст. 25 Закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Законодательством Российской Федерации предусмотрены три вида ответственности: 1) гражданско-правовая; 2) административная; 3) уголовная. Гражданско-правовая ответственность. Гражданско-правовая ответственность резидентов и нерезидентов за нарушение валютного законодательства регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ). Подобная ответственность наступает в виде признания сделки недействительной. В соответствии со ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке (в натуральном или денежном выражении).

По общему правилу, установленному ст. 168 ГК РФ, сделка, не соответствующая требованиям Закона N 173-ФЗ, является ничтожной, т.е. независимо от признания ее недействительной судом. Согласно ст. 169 ГК РФ ничтожной является и сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности. В связи с этим следует отметить норму права, содержащуюся в ст. 1193 ГК РФ, согласно которой норма иностранного права, подлежащая применению в соответствии с правилами ГК РФ, в исключительных случаях не применяется, когда последствия ее применения явно противоречили бы основам правопорядка (публичному порядку) Российской Федерации. В этом случае при необходимости применяется соответствующая норма российского права.

Основы правопорядка в Российской Федерации установлены Конституцией Российской Федерации. Нарушение положений Конституции Российской Федерации рассматривается как грубое правонарушение и влечет неблагоприятные последствия как для резидентов, так и нерезидентов.

Согласно ст. 169 ГК РФ при наличии умысла у обеих сторон сделки, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, в случае исполнения сделки обеими сторонами в доход Российской Федерации взыскивается все полученное ими по сделке, а в случае исполнения сделки одной стороной с другой стороны взыскивается в доход Российской Федерации все полученное ею и все причитавшееся с нее первой стороне. При наличии умысла лишь у одной из сторон такой сделки все полученное ею по сделке должно быть возвращено другой стороне, а полученное последней либо причитавшееся ей в возмещение исполненного взыскивается в доход Российской Федерации.

Срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет 3 года и начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки (ст. 181 ГК РФ). В отличие от административной и уголовной ответственности гражданско-правовая ответственность возлагается только на самих субъектов внешнеэкономической деятельности — юридических лиц, предпринимателей, граждан. Должностные лица организаций не несут такой ответственности.

Административная ответственность.

Административная ответственность за нарушение валютного законодательства Российской Федерации предусмотрена ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях (КоАП РФ). Управлением валютного контроля совместно с главным управлением таможенных расследований и дознания Федеральной таможенной службы подготовлены Методические рекомендации по квалификации административных правонарушений, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ, утвержденные Письмом ФТС России от 10.01.2008 N 01-11/217 «О направлении Методических рекомендаций по квалификации нарушений валютного законодательства». Объективную сторону правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. 15.25 КоАП РФ, образуют противоправные деяния (действие или бездействие) лиц (субъектов), осуществляемые в нарушение норм права, установленных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

Субъектом административной ответственности по ст. 15.25 КоАП РФ будут являться лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридические лица как резиденты, так и нерезиденты. Незаконными валютными операциями согласно п. 1 ст. 15.25 КоАП РФ являются валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации, или валютные операции, осуществленные с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании.

В соответствии со ст. 9 Закона N 173-ФЗ валютные операции между резидентами запрещены, за исключением: — операций, предусмотренных п. п. 2 и 3 ст. 9, п. 6 ст. 12, а также п. 3 ст. 14 Закона N 173-ФЗ; — операций, связанных с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках; — операций между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров; выполнении работ; об оказании услуг; о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, включая операции по возврату комитентам (принципалам, доверителям) денежных сумм (иного имущества); — операций по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого из Российской Федерации или ввозимого в Российскую Федерацию груза, транзитной перевозкой груза по территории Российской Федерации, а также по договорам страхования указанных грузов; — операций с внешними ценными бумагами, осуществляемых через организаторов торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации; — операций с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и осуществления расчетов в валюте Российской Федерации; — операций, связанных с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет в иностранной валюте в соответствии с законодательством Российской Федерации; — операций, связанных с выплатами по внешним ценным бумагам (в том числе закладным), за исключением векселей; — операций при оплате и (или) возмещении расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории Российской Федерации, а также операций при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой, и др.

Согласно п. 3 ст. 10 Закона N 173-ФЗ валютные операции между нерезидентами на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных п. 1.1 ст. 10 Закона N 173-ФЗ. Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой на территории Российской Федерации переводы иностранной валюты и валюты Российской Федерации без открытия банковских счетов, а также переводы иностранной валюты и валюты Российской Федерации без открытия банковских счетов с территории Российской Федерации и получать на территории Российской Федерации переводы иностранной валюты и валюты Российской Федерации без открытия банковских счетов (п. 1.1 ст. 10 Закона N 173-ФЗ). В соответствии с п. 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться юридическими лицами — резидентами только через банковские счета в уполномоченных банках, за исключением расчетов: — с физическими лицами — нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчетов при оказании физическим лицам — нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению; — с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации за обслуживание воздушных судов иностранных государств в аэропортах, судов иностранных государств в речных и морских портах, а также при оплате нерезидентами аэронавигационных, аэропортовых и портовых сборов на территории Российской Федерации; — в наличной иностранной валюте и наличной валюте Российской Федерации с нерезидентами за обслуживание воздушных судов юридических лиц — резидентов в аэропортах иностранных государств, судов таких юридических лиц в речных и морских портах иностранных государств, иных транспортных средств таких юридических лиц во время их нахождения на территориях иностранных государств, а также при оплате такими юридическими лицами аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, связанных с обеспечением деятельности таких юридических лиц; — с находящимися за пределами территории Российской Федерации физическими лицами — резидентами, а также филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации; физическими лицами — нерезидентами по договорам перевозки пассажиров; расчетов в иностранной валюте и валюте Российской Федерации с находящимися за пределами территории Российской Федерации физическими лицами-резидентами и физическими лицами — нерезидентами по договорам перевозки грузов, перевозимых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Юридические лица — резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, за исключением валютных операций между резидентами, а также за исключением операций, указанных в п. 6.1 ст. 12 Закона N 173-ФЗ, а именно: — операций по выплате заработной платы сотрудникам дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях; — операций по выплате заработной платы сотрудникам представительства юридического лица — резидента, находящегося за пределами территории Российской Федерации; — операций по оплате и (или) возмещению расходов, связанных с командированием указанных в п. п. 1 и 2 сотрудников на территорию страны местонахождения представительств, учреждений и организаций и за ее пределы, за исключением территории Российской Федерации; — операций, связанных с расчетами и переводами при исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (пп. 10 п. 1 ст. 9 Закона N 173-ФЗ); — операций, предусматривающих расчеты и переводы для осуществления деятельности дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях (пп. 11 п. 1 ст. 9 Закона N 173-ФЗ); — операций, связанных с расчетами между транспортными организациями и находящимися за пределами территории Российской Федерации физическими лицами, а также филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договорам перевозки пассажиров (пп. 16 п. 1 ст. 9 Закона N 173-ФЗ); — операций, связанных с расчетами юридических лиц — резидентов и нерезидентов (физических и юридических лиц) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации по договорам перевозки пассажиров, а также грузов, перевозимых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом от 22.06.2007 N 116-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемого за административное правонарушение» нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, согласно п. 2 ст. 15.25 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа: — на граждан в размере от 1000 до 1500 руб.; — на должностных лиц — от 5000 до 10 000 руб.; — на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб.

Резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации не позднее 1 мес. со дня открытия таких счетов (вкладов) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Формы уведомлений утверждены Приказом ФНС России от 21.09.2010 N ММВ-7-6/457@ «Об утверждении форм уведомлений об открытии (закрытии), об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, и о наличии счета в банке за пределами территории Российской Федерации».

Отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, с подтверждающими банковскими документами, резиденты, за исключением физических лиц — резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях, обязаны представлять налоговым органам по месту своего учета (п. 7 ст. 12 Закона N 173-ФЗ).

В соответствии с п. 3 ст. 15.25 КоАП РФ невыполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера непроданной суммы валютной выручки.

Согласно п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (Банка России) от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств и (или) в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.

Расчет административного штрафа, установленного п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ, выраженного в величине, кратной сумме денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, осуществляется исходя из размера ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в период просрочки (п. 5 примечания к ст. 15.25 КоАП РФ). Пунктом 2 ст. 19 Закона N 173-ФЗ установлен исчерпывающий перечень случаев, в которых резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации.

В Законе N 173-ФЗ отсутствует разрешение не зачислять денежные средства, причитающиеся за переданные нерезиденту товары, в связи с уплатой неустоек (штрафов, пеней), переуступкой требования. Если в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) продавцу-резиденту причитаются денежные средства за переданный нерезиденту товар за вычетом банковских расходов и комиссий, то незачисление на счет данного резидента предусмотренных внешнеторговым договором (контрактом) сумм комиссионного вознаграждения и банковских расходов в иностранной валюте или валюте Российской Федерации не будет являться нарушением валютного законодательства Российской Федерации. Например, при наличии соответствующего условия во внешнеторговом договоре (контракте) может быть признано обоснованным неполучение денежных средств, являющихся комиссией иностранных банков за проведение банковских операций по переводу денежных средств. На сумму денежных средств, причитающихся резиденту за переданные нерезиденту товары, может влиять изменение количества и качества поставленного покупателю товара относительно количества и качества товара, исходя из которого определялась заявленная в таможенной декларации (ТД) цена товара, если по условиям договора риск утери или порчи товара несла российская сторона. Состав административного правонарушения, предусмотренного п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ, отсутствует, если после вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации, когда риски его утери или порчи в соответствии с условиями договора несла российская сторона, товар оказался: — уничтоженным, безвозвратно утерянным; — его состояние ухудшилось вследствие аварии; — товары выбыли из владения российской стороны вследствие неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства. При подтверждении данных обстоятельств торгово-промышленной палатой государства, в котором они возникли, или российским торговым представительством в этом государстве непоступление выручки от экспорта товара может быть признано обоснованным.

Также не могут признаваться административным правонарушением, предусмотренным п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ, случаи неполучения денежных средств за переданные нерезиденту товары, связанные с возвратом резиденту ранее переданного товара в контрактные сроки получения денежных средств за данный товар или в сроки, установленные в соглашении о возврате товара, при условии, что такое соглашение заключено в контрактные сроки получения денежных средств.

Определяющим с точки зрения принятия решения о соблюдении резидентом валютного законодательства является факт передачи товаров от продавца покупателю, а не факт вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации. Невывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации не всегда освобождает резидента от обязанности обеспечить получение от нерезидента на свои банковские счета денежных средств, причитающихся за переданные нерезиденту товары, в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами). При определении момента исполнения обязанности продавца по передаче товара необходимо руководствоваться гражданским законодательством, в частности ст. 458 ГК РФ.

Пример 1. Резидент заключил контракт на экспорт товара на условиях поставки CIF-Копенгаген (Инкотермс-2000). Момент перехода права собственности в контракте не указан. В качестве применимого права определено национальное право Российской Федерации. При базисе поставки CIF — пункт назначения продавец не несет обязательства по передаче товара покупателю в пункте назначения, а обязан только погрузить товар на борт судна в порту отгрузки в установленную дату или срок, товар передается без обязательства доставки.

В таком случае днем передачи признается дата сдачи товара перевозчику для отправки покупателю, и с этой даты у продавца-резидента возникает обязанность обеспечить выполнение требования, установленного пп. 1 п. 1 ст. 19 Закона N 173-ФЗ. Таким образом, поводом для возбуждения дела об административном правонарушении (п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ) являются в совокупности следующие факты: — товар передан в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) резидентом нерезиденту; — денежные средства, причитающиеся за переданные нерезиденту товары, не получены резидентом в предусмотренные внешнеторговым договором (контрактом) сроки, а в случае, если внешнеторговым договором (контрактом) сроки получения резидентом денежных средств не установлены, — в месячный срок со дня передачи товара нерезиденту.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» под внешнеторговой деятельностью понимается деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. В свою очередь, к внешней торговле товарами данная статья относит импорт и (или) экспорт товаров. При этом импорт товара — это ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе, а экспорт товара — это вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе.

Таким образом, требования ст. 19 Закона N 173-ФЗ распространяются на резидентов при исполнении ими сделок, результатом осуществления которых должен являться и (или) является ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации либо вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации, а также сделок в области внешней торговли услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Статья 19 Закона N 173-ФЗ не распространяется на резидентов, заключивших договоры, по условиям которых товары передаются нерезидентом резиденту за пределами таможенной территории Российской Федерации без последующего ввоза на таможенную территорию Российской Федерации.

Пример 2. Договор может предусматривать приобретение резидентом товара у нерезидента на условиях FCA-Варшава (Инкотермс-2000). В этом случае нерезидент считается выполнившим свои обязательства по поставке товара с момента предоставления товара резиденту в названном в договоре месте поставки. Договор не предусматривает срок ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации, срок получения товара на таможенной территории Российской Федерации или срок возврата денежных средств за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары. Резидентом, заключившим указанный договор и не ввезшим товар на таможенную территорию Российской Федерации, ст. 19 Закона N 173-ФЗ не нарушается, даже в случае несоблюдения нерезидентом срока поставки товара.

В случае когда внешнеторговый договор устанавливает срок передачи нерезидентом товара на таможенной территории Российской Федерации и в этот срок товар еще не получен резидентом, хотя и ввезен на таможенную территорию Российской Федерации, а денежные средства за товар не возвращены в Российскую Федерацию в предусмотренный договором срок, налицо невыполнение резидентом обязанности, установленной ст. 19 Закона N 173-ФЗ.

Поводом для возбуждения дела об административном правонарушении по п. 5 ст. 15.25 КоАП РФ являются следующие факты и обстоятельства в совокупности: — денежные средства перечислены нерезиденту за товары в соответствии с внешнеторговым договором (контрактом); — товары не ввезены на таможенную территорию Российской Федерации (не получены от нерезидента на таможенной территории Российской Федерации) в сроки, предусмотренные внешнеторговым договором (контрактом). Если товары ввезены (переданы резиденту на таможенной территории Российской Федерации) с нарушением срока, предусмотренного внешнеторговым договором (контрактом), но в срок, установленный договором для возврата денежных средств, правонарушение отсутствует.

Если ввоз товаров состоялся позднее указанных сроков, то невозвращение в эти сроки ранее перечисленных денежных средств за данные товары свидетельствует о наличии признаков административного правонарушения, предусмотренного п. 5 ст. 15.25 КоАП РФ. В случае когда внешнеторговым договором (контрактом) предусмотрен возврат нерезидентом денежных средств после выставления покупателем-резидентом требования об их возврате, указанное требование должно быть выставлено в срок, обеспечивающий возврат денежных средств в течение срока действия договора.

В случае отсутствия во внешнеторговом договоре (контракте) срока возврата нерезидентом денежных средств после выставления резидентом требования об их возврате может быть применен п. 2 ст. 314 ГК РФ, обязывающий должника исполнить обязательство в семидневный срок.

Пример 3. Внешнеторговым договором (контрактом), действующим до 01.06.2011, предусмотрен возврат нерезидентом денежных средств за непоставленные товары в течение 30 календарных дней после выставления покупателем-резидентом требования об их возврате. Данное требование выставлено 16.05.2011, денежные средства возвращены 25.05.2011. Событие административного правонарушения, предусмотренного п. 5 ст. 15.25 КоАП РФ, отсутствует, поскольку резидент обеспечил возврат нерезидентом денежных средств в течение срока действия внешнеторгового договора (контракта).

Возврат денежных средств за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары должен быть осуществлен в сумме фактически уплаченных нерезидентам (полученных нерезидентами) денежных средств, т.е. без вычета банковских расходов и комиссий.

Состав административного правонарушения в действиях импортера-резидента отсутствует, если до истечения контрактного срока импортируемые товары до ввоза на таможенную территорию Российской Федерации в момент, когда: — риски несла российская сторона, оказались уничтоженными, безвозвратно утерянными вследствие действия непреодолимой силы, недостачи, произошедшей в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения; — товары выбыли из владения российской стороны вследствие неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства; — возврат переведенной в оплату товаров суммы денежных средств оказался невозможным вследствие действия непреодолимой силы или неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства.

Продление контрактных сроков получения денежных средств, причитающихся за переданные нерезиденту товары, либо сроков возврата денежных средств за не переданные резиденту товары путем заключения дополнения к внешнеторговому договору (контракту) может свидетельствовать об отсутствии события правонарушения в случае, если указанное дополнение заключено до истечения данных сроков.

В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 24 Закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее 3 лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

Единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Банк России. Согласно ст. 20 Закона N 173-ФЗ Банк России в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами (п. 4 ст. 5 Закона N 173-ФЗ).

Банком России принята Инструкция от 15.06.2004 N 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок».

При осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля, а также контроля валютных операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, таможенные органы могут выявлять нарушения установленных единых правил оформления паспортов сделок, например, когда при декларировании товаров в таможенный орган представлен паспорт сделки, оформленный (переоформленный) с нарушением установленных сроков, форма которого не соответствует установленной Банком России, или одна или несколько граф которого заполнены с нарушением установленных требований.

Согласно п. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, измененному Федеральным законом от 16.11.2011 N 311-ФЗ «О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», за несоблюдение сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении подобных операций предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Ранее во всех случаях размер штрафа для должностных лиц составлял 4000 — 5000 руб., а для юридических лиц — 40 000 — 50 000 руб.

С вступлением в силу настоящего Закона ответственность за указанную провинность дифференцирована. Несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка и (или) сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, влекут наложение административного штрафа: — на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 руб.; — на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 руб.

В соответствии с п. 6.1 ст. 15.25 КоАП РФ нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций не более чем на 10 дней влечет предупреждение или наложение административного штрафа: — на должностных лиц в размере от 500 до 1000 руб.; — на юридических лиц — от 5000 до 15 000 руб.

Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на 10, но не более чем на 30 дней влечет согласно п. 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ наложение административного штрафа: — на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 руб.; — на юридических лиц — от 20 000 до 30 000 руб. Пунктом 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ установлено, что нарушение сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на 30 дней влечет наложение административного штрафа: — на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 руб.; — на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 руб.

Дело об административном правонарушении по п. 6 ст. 15.25 КоАП РФ возбуждается по каждому случаю нарушения правил оформления (переоформления) паспорта сделки. Субъектами правонарушения, предусмотренного п. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, являются резиденты — должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридические лица.

Пунктом 7 ст. 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение установленного порядка ввоза и пересылки в Российскую Федерацию, а также вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме: — на граждан в размере от 500 до 1000 руб.; — на должностных лиц — от 1000 до 2000 руб.; — на юридических лиц — от 5000 до 10 000 руб.

Обратите внимание! Статьями 16.3 и 16.4 КоАП РФ предусмотрены исключения за нарушение установленного порядка ввоза, вывоза и пересылки валюты Российской Федерации, в частности: 1) несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации (п. 1 ст. 16.3 КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа: — на граждан в размере от 1500 до 2500 руб.; — на должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.; — на юридических лиц — от 100 000 до 300 000 руб.; 2) несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности запретов и (или) ограничений экономического характера на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, в соответствии с п. 2 ст. 16.3 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа: — на граждан в размере от 1000 до 2000 руб. с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; — на должностных лиц — от 5000 до 10 000 руб.; — на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб. с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; 3) недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации и подлежащих обязательному письменному декларированию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2500 руб. (ст. 16.4 КоАП РФ).

Уголовная ответственность. В соответствии со ст. 193 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) действия по невозвращению из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте наказываются лишением свободы на срок до 3 лет. При этом деяние признается совершенным в крупном размере, если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает 30 млн руб.

Согласно ст. 1 Закона N 173-ФЗ к иностранной валюте относятся: — денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; — средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Статьей 19 Закона N 173-ФЗ установлено требование репатриации резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации. Репатриация — возвращение капиталов, вложенных за рубежом, для инвестиций внутри своей страны. Так, согласно п. 1 ст. 19 Закона N 173-ФЗ при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить: — получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них; — возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Обратите внимание! Закон N 173-ФЗ в качестве предмета возврата называет как иностранную валюту, так и валюту Российской Федерации, а по ст. 193 УК РФ предметом преступления могут быть только средства в иностранной валюте. Кроме того, п. 2 ст. 19 Закона N 173-ФЗ предусмотрены обстоятельства, при которых резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации, а именно: — при зачислении валютной выручки на счета юридических лиц — резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории Российской Федерации в целях исполнения обязательств юридических лиц — резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств — членов Организации экономического сотрудничества и развития или Межправительственной комиссии по борьбе с отмыванием капитала, на срок свыше 2 лет; — при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств, — на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках; — при использовании иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории Российской Федерации, для покрытия расходов по их проведению — на период проведения этих мероприятий; — при проведении зачета встречных требований по обязательствам между осуществляющими рыбный промысел за пределами таможенной территории Российской Федерации резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории Российской Федерации услуги указанным резидентам по заключенным с ними агентским договорам (соглашениям), а также между транспортными организациями — резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории Российской Федерации услуги указанным резидентам по заключенным с ними договорам (соглашениям), а также при проведении зачета встречных требований по обязательствам между транспортными организациями — резидентами и нерезидентами в случае, если расчеты между ними осуществляются через специализированные расчетные организации, созданные международными организациями в области международных перевозок, членами которых являются такие транспортные организации — резиденты; — при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из договоров перестрахования или договоров по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров перестрахования, между нерезидентом и резидентом, являющимися страховыми организациями или страховыми брокерами; — при зачислении валютной выручки на счета транспортных организаций — резидентов в банках за пределами территории Российской Федерации — в целях оплаты возникающих у таких транспортных организаций расходов, связанных с оплатой аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов, связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории Российской Федерации воздушных, речных, морских судов и иных транспортных средств таких транспортных организаций и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций.

За сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником или руководителем организации в крупном размере, согласно ст. 199.2 УК РФ, предусмотрены следующие виды наказаний: — штраф в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы, иного дохода осужденного за период от 1 года 6 мес. до 3 лет; — лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Статьей 188 УК РФ предусмотрена ответственность за контрабанду. Под контрабандой понимается перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, совершенное мимо таможенного контроля или с сокрытием от него, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.

Согласно п. 1 ст. 188 УК РФ контрабанда наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы, иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет либо лишением свободы на срок до 5 лет. При наличии обстоятельств, отягчающих ответственность, наказание усиливается до лишения свободы на срок от 5 до 10 лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере заработной платы, иного дохода осужденного за период до 5 лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до 1 года 6 мес., либо без такового. Согласно п. 3 ст. 188 УК РФ такими обстоятельствами являются: — совершение контрабанды должностным лицом с использованием своего служебного положения; — совершение контрабанды с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль. В соответствии с п. 4 ст. 188 УК РФ контрабанда, совершенная организованной группой, наказывается лишением свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере заработной платы, иного дохода осужденного за период до 5 лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до 2 лет, либо без такового.

Список литературы 1. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ (в ред. от 22.07.2008). 2. Гражданский кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 N 14-ФЗ (в ред. от 14.07.2008). 3. Гражданский кодекс РФ (часть третья): Федеральный закон от 26.11.2001 N 146-ФЗ (в ред. от 30.06.2008). 4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ (в ред. от 08.12.2011). 5. О валютном регулировании и валютном контроле: Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (в ред. от 06.12.2011). 6. О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 16.11.2011 N 312-ФЗ. 7. О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 16.11.2011 N 311-ФЗ. В.В.Семенихин Руководитель «Экспертбюро Семенихина» Подписано в печать 27.02.2012 ——————————————————————

Архив новостей