29.07.2014

Приказ умер, да здравствует Приказ

Приказ ГТК РФ[1} от 27.08.2003 N 939 утрачивает силу с 2 августа 2014 года в связи с изданием Приказа ФТС России от 03.04.2014 N 591, вступающего в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования (опубликован в «Российской газете» — 02.07.2014). Своим мнением о том, насколько изменит к лучшему непростую жизнь участников ВЭД новый нормативный документ, делится наш постоянный автор Анастасия Чурсина

Это был один из немногих опусов-старожилов ГТК РФ, принятых еще тогда, еще до ТК РФ. Скорбя по утрате и вспоминая его долгий, заслуженный жизненный путь, признаюсь честно – хороший был приказ. Короткий, четкий, понятный, в целом, не допускающий двойного толкования – как сейчас говорят – «прозрачный», он прожил больше десяти лет. Злые языки говорят, что этот приказ «пролоббировали» в свое время стивидоры для облегчения работы. Остается только пожалеть, что хорошие традиции утрачены в этом секторе.

Его кончина была предсказуемой, еще летом прошлого года перед ФТС РФ бизнесом был поставлен вопрос о ревизии не соответствующих таможенному законодательству таможенного союза нормативах. Встал, как водится, и вопрос о Приказе 939. Пункт 23 Приказа о том, что «После принятия решения о выпуске товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом или оформления внутреннего таможенного транзита должностное лицо таможенного органа разрешает вывоз оформленных согласно установленному порядку товаров из порта, проставляя отметку «Вывоз разрешен», подпись и оттиск личной номерной печати на транспортных документах, а также вносит в них номера таможенной декларации или транзитной декларации» тот самый пресловутый штамп «Вывоз разрешен» на коносаменте никак не вписывался в передовые таможенные технологии и развитие информационного обмена сведениями в электронной форме между таможенным органом, владельцем места временного хранения и участником ВЭД.

Импортеры жаловались на то, что при электронном декларировании и возможности удаленного выпуска нелогично держать на зарплате сотрудника, который едет в порт только для того, чтобы отштамповать коносамент, (ТТН и т.д.) разрешительным штампом на вывоз. Таможенная служба соглашалась, обещала устранить обязательный документооборот, но не торопилась, изготовление новых приказов затягивалось, а старый, пусть не в соответствии с ТК ТС, но функции свои выполнял. К тому же в разных портах и портовых терминалах унификации подходов не было, в качестве товарно-сопроводительных документов принимались и коносаменты, и товарно-сопроводительные накладные, и ж/д накладные и портовые разнарядки. Периодические намерения таможенной службы унифицировать подходы путем общих разъяснений то здесь то там к общему неудовольствию на время нарушали сложившийся порядок, порт на время вставал, таможенная служба отступала, и все возвращалось на круги своя.

Путем некоторого компромисса в Приказе ФТС РФ от 29.12.2012 года № 2688[2] разрешили штамп «Вывоз разрешен» ставить на разнарядке, поскольку, несмотря на предусмотренный указанным Приказом вполне логичный порядок выдачи товаров на основании выпущенной декларации, для выдачи товаров из морских портов все равно требовался штамп «Вывоз разрешен», старый Приказ 939 был еще жив.

Относительно удаленного выпуска, для удобства участников ВЭД таможенная служба обещала новый, удобный для всех Приказ, который в полной мере должен был бы учесть все особенности новых передовых технологий, доработать и модернизировать информационно-программные средства ЕАИС таможенных органов, автоматизировать процессы вывоза товаров с удаленных складов, и…в результате освободить импортеров, экспедиторов и прочий заинтересованный бизнес от необходимости бегать по порту с коносаментами, разнарядками и другими бумажками в поиске желанного штампа «вывоз разрешен».

Долгожданный Приказ ФТС РФ от 01 ноября 2013 г. № 2081[3] вступил в силу с 01 июля 2014 года, он предусмотрел все, включая строгие 5 минут на направление ответного сообщения о нахождении товара на СВХ, включая 1 час на проверку документов и сведений при декларировании от 1 до 10 товаров, включая…проставление в установленном порядке на транспортных (перевозочных) и коммерческих документах номера ЭДТ и отметки, свидетельствующей о выпуске товаров внутренним таможенным органом.

Нужно ли при этом декларанту(экспедитору) еще поставить штамп «Вывоз разрешен» на разнарядке для вывоза из порта, поскольку сведения о выпуске ДТ согласно Приказу в место временного хранения не направляются, не указывается.

Более того, в каком установленном порядке будет проставляться отметка о выпуске на товарно-сопроводительных документах и что это за документы так с 2003 года и не установлено, Приказ 939 умер, да здравствует Приказ 2081.

[1] «Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при нахождении товаров в местах разгрузки и перегрузки (перевалки) в морских и речных портах, открытых для международного грузового и (или) пассажирского сообщения, без помещения на склады временного хранения под таможенным контролем».

[2]«Об утверждении Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах»

(Зарегистрировано в Минюсте России 25.06.2013 N 28894)

[3] «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при совершении таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования»

Анастасия Чурсина

Источник: Таможенное оформление

Архив новостей