Новые налоговые обязанности
На текущей неделе Президентом РФ был подписан комплекс поправок в ряд федеральных законов, призванных усовершенствовать порядок налогового администрирования, а также упростить регистрацию плательщиков социальных взносов в государственных внебюджетных фондах.
Важной новеллой Федерального закона N 52-ФЗ2 от апреля 2014 года является норма, исключающая дублирующие обязанности налогоплательщиков и кредитных организаций. Так, законом отменяется обязанность налогоплательщиков сообщать в налоговые органы об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (лицевых счетов), включая счета инвестиционного товарищества, а также о возникновении и прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа. Наряду с этим, отменяется и ответственность налогоплательщиков за нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке.
Одновременно существенно ужесточается контроль за исполнением соответствующей обязанности самими кредитными организациями, а также их ответственность. Например, в соответствии с новыми правилами непредставление банком справок о наличии счетов, вкладов и об остатках денежных средств на счетах повлечет взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей.
При этом банки будут отвечать за несообщение налоговому органу сведений об открытии или о закрытии счета, вклада, об изменении реквизитов счета, вклада организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, нотариуса, занимающегося частной практикой, или адвоката, учредившего адвокатский кабинет, счета инвестиционного товарищества.
Кроме того, закон специально оговаривает обязанности органов, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством. По закону Федеральное казначейство и органы, осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов обязаны будут сообщать об открытии, закрытии, изменении реквизитов лицевого счета организации в налоговый орган по месту своего нахождения в электронной форме в течение трех дней.
Дополнительные обязанности в части раскрытия налоговым органам сведений налагаются и на органы, осуществляющие миграционный учет физических лиц по месту жительства и пребывания, регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, а также органы опеки и попечительства. Указанные субъекты обязуются сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника, о фактах рождения и смерти физических лиц, о фактах заключения брака, расторжения брака, установления отцовства, о фактах установления и прекращения опеки и попечительства.
Сведения будут предоставляться в налоговые органы в течение 10 дней после дня регистрации, постановки на миграционный учет, снятия с миграционного учета физических лиц или дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц. Указанные сведения станут представляться в налоговые органы по их запросам в течение пяти дней со дня получения запроса также учреждениями, организациями, нотариусами или должностными лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия.
Данная норма вводится в действие в виду необходимости обеспечения эффективного взаимодействия налоговых органов и учреждений, осуществляющих учет организаций и физических лиц, в целях исключения на практике различного рода злоупотреблений налоговыми правами.
Закон предусматривает расширение перечня обязанностей налогоплательщиков физических лиц.По сути, здесь следует говорить об ослаблении правовой ответственность налоговых органов за их бездействие в ущерб правам налогоплательщиков. В настоящее время круг обязанностей налогоплательщиков ограничивается статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно поправкам, теперь физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, обязаны будут сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по месту жительства либо по месту нахождения объектов недвижимого имущества и транспортных средств. Данная обязанность будет возникать в случаях неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.
Данное сообщение с приложением копий правоустанавливающих документов необходимо будет представлять в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Сообщение о наличии объекта налогообложения можно будет не представлять, если физическое лицо получало налоговое уведомление об уплате налога в отношении этого объекта или если не получало налоговое уведомление в связи с предоставлением ему налоговой льготы.
По задумке авторов поправок, вплоть до 1 января 2017 года предлагается стимулировать налогоплательщиков к исполнению указанной обязанности путем предоставления налоговому органу возможности исчислять суммы налогов в отношении заявленных ими объектов налогообложения начиная только с того налогового периода, в котором обязанность была исполнена. При этом все не исполнившие указанную обязанность лица будут привлекаться к налоговой ответственности.
Так, неправомерное непредставление или несвоевременное представление налогоплательщиком — физическим лицом налоговому органу сообщения, повлечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимого имущества и транспортного средства, по которым не представлено такое сообщение.
Пожалуй, данную норму можно назвать самым спорным из всего комплекса принятых в рамках закона нововведений. Дело в том, что она не согласуется со статьей 5 федерального закона “О налогах на имущество физических лиц”, согласно которой исчисление налогов производится налоговыми органами, а налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом РФ. Более того, как известно, по закону налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков.
Нормами НК РФ закрепляется право налогоплательщиков при неполучении налогового уведомления до даты уплаты соответствующего налогового платежа самостоятельно обратиться в налоговый орган с просьбой- заявлением о выдаче данного уведомления. Таким образом, в НК РФ речь идет о праве, а не обязанности налогоплательщиков обращаться за налоговым уведомлением. Поправками же фактически исключается законная обязанность налоговиков направлять налогоплательщикам налоговые уведомления и предусматривается перекладывание данной обязанности на самих плательщиков.
Другой спорной нормой закона является положение, изменяющее статус ряда плательщиков УСН и ЕНВД. В соответствии с поправками значительно пересматривается и порядок уплаты налога на имущество организаций налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
В связи с введением практики использования при расчете налоговой базы по налогу на имущество организаций кадастровой стоимости объектов недвижимости, теперь при применении упрощенной системы налогообложения организации не освобождаются от уплаты налога на имущество. Правда, только в отношении тех объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая, а не среднегодовая стоимость. То же самое правило будет действовать и в отношении организаций, уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Напомним, сейчас кадастровой стоимости недвижимых объектов база по налогу на имущество равна для административно-деловых и торговых комплексов, помещений в них, нежилых помещений, назначение которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения таких объектов, а также недвижимости иностранных организаций, не относящейся к их постоянным представительствам. Соответственно, для субъектов, обладающих указанными объектами, и увеличится налоговая нагрузка. Других субъектов малого и среднего бизнеса нововведения не коснутся.
Другой подписанный на этой неделе закон призван сократить сроки регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в государственных внебюджетных фондах, и упростить порядок документооборота при осуществлении процедуры регистрации страхователей органами страхования.
Федеральный закон N 59-ФЗ от 2 апреля 2014 года предусматривается сокращение сроков регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования и Федеральном фонде обязательного медицинского страхования. Напомним, сейчас регистрация производится в пятидневный срок. По новым же правилам такая регистрация будет производиться в срок, не превышающий трех рабочих дней. Одновременно до трех рабочих дней сокращаются и сроки снятия с учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в государственных внебюджетных фондах. Сейчас этот срок составляет 14 дней.
В целях упрощения порядка взаимодействия со страхователями законом устанавливается, что в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей будут содержаться сведения об адресе электронной почты юридического лица и индивидуального предпринимателя при указании таких сведений в заявлении о государственной регистрации.
Таким образом, значительно упростится процедура получения предпринимателями документов, подтверждающих факт регистрации в качестве страхователей. По новым правилам документ, подтверждающий факт регистрации страхователей и документ о страховом тарифе на обязательное социальное страхование станут направляться исполнительным органом страховщика страхователю с использованием сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, по адресу электронной почты.
Наряду с этим снижается значимость бумажных подтверждающих документов. Получение в письменной форме на бумажном носителе подтверждения факта регистрации и сведений о страховом тарифе на обязательное социальное страхование, согласно поправкам, не является обязательным для страхователя. Такие документы выдаются по соответствующему запросу страхователя исполнительным органом страховщика в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.
Наряду с указанными нововведениями федеральный закон упраздняет ряд положений закона N 212-ФЗ «О страховых взносах…”, предусматривающих обязанность страхователей информировать об открытии и закрытии счетов в банке в течение семи дней со дня открытия таких счетов. Упраздняется и ответственность за непредставление таких сведений. Напомним, сейчас нарушение плательщиком страховых взносов установленного законом срока предоставления в орган контроля за уплатой страховых взносов информации об открытии или о закрытии им счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.
По общему правилу федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования. Ответственность же за нарушение срока представления плательщиком страховых взносов сведений об открытии и о закрытии счета в банке упраздняется уже с 1 мая 2014 года.
Сергей ВИРЯСКИН