15.12.2014

Поставки из Китая. Новый вид мошенничества.

Большинство импортеров осуществляют поставки из Китая на условиях FOB (от англ, free of board — свободно на борту судна), то есть продавец несет лишь расходы по доставке груза к месту отправки, а так же по таможенной очистке груза для вывоза. Импортер, со своей стороны, назначает экспедитора, который и выполняет доставку груза в порт назначения.

Согласно правил, по окончании погрузки, экспедитор выдает импортеру коносамент (bill of lading) — документ, подтверждающий право собственности грузовладельца на отгруженный товар, и в то же время являющийся товарно-транспортной накладной и «распиской» в получении груза к перевозке. Коносамент, вместе с другими документами по внешнеторговой сделке, предъявляется российским таможенным органам, а так же администрации портаBL

Без коносамента, импортер не сможет доказать право собственности на прибывающий груз, не сможет получить физический доступ к грузу и, следовательно, не сможет пройти таможенную процедуру. Именно этим и пользуются мошенники.

Как происходит мошенничество?

Как показала практика, действует одна и та же схема.

Согласно условий FOB, экспедитора выбирает не поставщик, а импортер, зачастую по рекомендациям того же поставщика. В результате китайский продавец добросовестно исполняет свои обязательства по поставке и передает груз выбранному экспедитору, который, со своей стороны, не менее добросовестно отправляет груз покупателю. С юридической точки зрения все безукоризненно — груз отгружен, не украден, он в пути, все честно и в рамках закона.

Примерно месяц спустя, по факту прибытия груза в порт назначения, экспедитор выставляет за свои услуги счет (VAT invoice), которым неожиданно запрашивает с грузополучателя сумму, в разы превышающую первоначальную. Известны случаи, когда мошенники просили дополнительные платежи в размере от $ 10 000 и до $ 25 000. При отказе в оплате «выкупа», экспедитор на законных основаниях удерживает оригинальный коносамент и грузосопроводительные документы, без которых невозможно получить и растаможить поступивший груз. Возникает простой, финансовая нагрузка на обманутого импортера растет, сводя прибыль по сделке к нулю.

Некоторые торгуются и платят, другие, осознав невыгодность мероприятия отказываются от груза, который согласно правилам, отправляется обратно грузоотправителю.

Чем может помочь администрация порта, таможенные органы, полиция?

В подобных ситуациях местные власти бессильны. Во-первых, предоставление оригинала коносамента, коммерческого инвойса и упаковочного листа — это обязанность грузополучателя. Если он с этой обязанностью не справляется, следовательно, это его предпринимательский риск. Во-вторых, представители правоохранительных органов попадают в тупиковую ситуацию, так как без соответствующих документов, они также не могут получить доступ к грузу.

Кто стоит за этим мошенничеством?

Подобного рода жульничество осуществляется различными мелкими китайскими фирмами, на которых импортер выходит через рекламу на различных B2B сайтах, таких как Alibaba, AliExpress, Made in China, GlobalMarket и т. д. Деятельность таких «контор» заточена под десяток другой сделок, после которых «предприниматели» предпочитают исчезнуть, задолго до того, как местные власти будут осведомлены о том, что происходит на самом деле.

По данным китайской полиции, криминальные поставки из Китая, нередко курируют мошенники, выдающие себя за китайских производителей или грузоперевозчиков, но к материковому Китаю не имеющих никакого отношения. За многими фирмами стоят представители Гонконга, выходцы из Малайзии, Филиппин и даже из Африки.

Как обезопасить поставки из Китая?

  • Нужно работать серьезными товаропроизводителями. Еще ни разу не приходилось слышать, что компании, имеющие стабильно положительную репутацию на рынке, обманывают своих покупателей.
  • У экспедитора необходимо запрашивать адреса и телефоны его клиентов из России, которые могли бы дать рекомендации качеству работы экспедитора.
  • Доставку груза необходимо страховать.
Архив новостей